пятница, 15 июля 2011 г.

Юзеф Антоний Понятовский

Интересно на судьбе Понятовского отследить как в Российской Империи сюсюкались с поляками:

>С 1789 года занимался организацией польской армии, а во время русско-польской войны 1792 года был командующим корпусом польской армии, действовавшем на Украине. Отличился в битве под Зеленцами — первом победоносном сражении польской армии со времён Яна Собеского. Победа дала повод для учреждения ордена Virtuti Militari. Первыми награждёнными были Юзеф Понятовский и Тадеуш Костюшко.

>После поражения Польши в войне с Россией эмигрировал, затем возвратился снова на родину и служил под начальством Костюшко во время Польского восстания 1794 года. После подавления восстания оставался некоторое время в Варшаве. Его имения были конфискованы. Отказавшись принять место в российской армии, получил предписание оставить Польшу и выехал в Вену.

>Павел I вернул имения Понятовскому и пытался привлечь его на русскую службу. В 1798 году Понятовский приезжал в Санкт-Петербург на похороны дяди и остался на несколько месяцев для улаживания имущественных и наследственных дел. Из Петербурга уехал в Варшаву, к тому времени занятую Пруссией.

>В Смоленском сражении польские войска под руководством Понятовского действовали с такой самоотверженностью, что заслужили похвалу Наполеона, который даже передал Понятовскому несколько десятков крестов Почетного Легиона, чтобы их вручили самым отличившимся солдатам и офицерам.
В предстоящем Бородинском сражении 5-му корпусу Понятовского предстояло двигаться по Старой Смоленской дороге и, сломив сопротивление русских в районе Утицы, заходом налево помочь главной французской атаке против Семеновских флешей. Однако Понятовский встретил упорнейшее сопротивление войск Тучкова. Захватив Утицу, польские войска большую часть дня потратили на то, чтобы овладеть Утицким курганом. Только к пяти часам вечера 5-му корпусу удалось сломить сопротивление русских, захватить курган и выйти на оперативный простор. Однако сил, чтобы произвести дальнейшее нападение на сбитый левый фланг русской армии, у Понятовского больше не было. Его корпус был вымотан и обескровлен в ходе боя на Старой Смоленской дороге.

>Во время отступления из Москвы войска Понятовского проявили себя с самой лучшей стороны у Вязьмы, оказав совместно с корпусом Богарне, помощь арьергарду Даву, который был отрезан от остальной французской армии войсками Милорадовича. Как пишет Коленкур в своих мемуарах: «Понятовский, вице-король и Ней дрались, как в наши счастливые дни».
Тяжесть отступления заметно уменьшила численность польского корпуса. В Орше 5-й корпус вместе с корпусом Жюно насчитывал не более 1500 человек. Понятовский очень тяжело переживал потерю большей части своих войск. Однако солдаты продолжали приветствовать своего командира радостными криками: «Да здравствует Польша!», «Да здравствует наш вождь!», «Да здравствует Отчизна!» На восторженные крики солдат Понятовский отвечал: «Мы будем драться, мы отомстим!»

>В сражении у Лейпцига солдаты Великой армии проявляют чудеса героизма и стойкости. 8-й корпус Понятовского весь день 16 октября отражает беспрерывные атаки союзников на юго-западе, не уступив ни пяди земли. Наполеон, восхищенный мужеством самых верных своих союзников, жалует польскому Баярду звание маршала Франции. Но носить это звание Понятовский будет не более трех дней.

>Однако, несмотря на общее тяжелое положение французов, войска Понятовского в бою 18 октября сражаются с упорством и доблестью.
Видя невозможность дальнейшего удерживания своих позиций, Наполеон в ночь на 19 октября начал отвод своей армии от Лейпцига. Честь прикрывать отступление достается двум маршалам: Макдональду и Понятовскому. Почти целый день они мужественно отражают атаки подавляющих сил противника, давая возможность основной части Великой армии перейти на противоположный берег Эльстера. Даже когда мост был взорван раньше времени, Понятовский продолжает отчаянную борьбу, медленно отходя к реке. Часть польских войск, попавшая в окружение в Лейпциге, вынуждена сложить оружие. Однако Александр I, видя невероятную храбрость поляков, запретит рассматривать их, как военнопленных. Проявляя рыцарственность воина и мудрость политика, царь возьмет их под свое личное покровительство.

Понятовского ранили и он утонул... видимо русские солдаты из крестьян, не сюсюкались с польскими аристократами в отличие от российских дворян...

1 комментарий:

  1. День добрый, хоть он и не добрый вовсе!Я набрела на эту гадость по ссылке, и не смогла удержаться от ответа, о чем заранее сожалею. Понятия не имею, что это за ресурс, но эта статейка просто омерзительна.Вот после таких суждений нас и начинают называть "русскими варварами"!Пожалуй, я в данном случае не стану оскорбляться,потому что человека, который не способен уважать врага вообще и по-настоящему благородного противника в частности,кроме как примитивным варваром назвать трудно.Зачем ivanovу всякие рассусоливания и реверансы с этой польской аристократной гнидой, поляки-сволочи всегда нас ненавидели, давить их,гадов,надо!Ага, отрежем ему голову, а потом помочимся на труп!И невдомек убогому, что сам же родине свинью подкладывает такими статейками, что никогда у нас с поляками не будет приязни, пока такие "патриоты" будут какать на чужих национальных героев.Правда, может, для ivanova ничего кроме отечества не существует, но это только подтверждает тот факт, что он примитивный варвар.Люди, претендующие хоть на какую просвещенность, обычно стесняются дать понять, что считают все НАШЕ правильным и святым, а все НЕНАШЕ бесовской прелестью.Что касается Понятовского, то это человек в высшей степени достойный,благородный и бескорыстный (о прочих качествах, недоступных пониманию идейных пролетариев, умалчиваю),национальный герой Польши,уважаемый не только Наполеоном и французами, но и тогдашними прусскими, австрийскими и русскими кругами (и,кстати,русскими историками тоже),фигура номер один тогдашней Польши, которую пытались привлечь на свою сторону державы, поделившие его родину.Да, со стороны уж по крайней мере Александра это "сюсюканье" имело вполне прагматичные цели, но этот "византиец" хотя бы прикрыл их маской уважения и воздал польскому патриоту должное.Прошло 200 лет, а потомки "русских солдат из крестьян" все еще не научились говорить соседям "здравствуйте" и не скалиться в ответ на чужое приветствие.
    Без уважения,Анайрэ.

    ОтветитьУдалить